Этика друидов в D&D (оригинал здесь).

Как неоднократно отмечалось специалистами, связь животных с друидами была очень тесной. Способность друидов превращаться в других существ (например, воронов или деревья) говорит об особой, подчас родственной связи между ними. Отсюда, на мой взгляд, встает важный вопрос об этике в D&D. Если проанализировать все заклинания, которые используют друиды, то получится, что все они вовлекают в действие представителей растительного или животного мира. Например, entangle заставляет растения, находящиеся как будто под эффектом радиации, увеличиться в размерах и схватить жертву. Предполагается, очевидно, что потом растение вернется в нормальное состояние, и его корни не повредят почву.

Но самым противоречивым, на мой взгляд, являются заклинания, вызывающие животных. Это мирное по своей сути колдовство подчас используется друидами в военных целях. Рассмотрим этот процесс поближе.

Представьте себе друида, который вызывает волка в пустыне или льва в обычном лиственном лесу. Бедное животное в первый момент должно опешить от неожиданной смены обстановки и непривычных условий. Первый раунд вызванное существо должно прийти в себя, а за второй раунд друид, по идее, должен поговорить с вызванным им животным, успокоить и объяснить задачу. И только после этого животное начинает действовать. Мне могут возразить, что процесс вызова длится целый раунд и может включать в себя эти действия, однако, согласитесь, в случае возможного вызова людей, т.е. разумных существ, одного раунда не хватит. Пока же в игре все вызванные животные начинают атаковать в следующем раунде, чудесным образом отличая врагов от друзей.

Наконец, еще один важный вопрос встает перед друидом: а правомерно ли вызывать животное из другого ареала для того, чтобы оно вступило в бой и погибло. Исходя из всего вышесказанного о друидах, создается впечатление, что, искушенные в науке и отчасти философии, они не понимают элементарных вещей: нарушение эко-ниши в природе грозит экологической катастрофой. Конечно, об экологии в раннем средневековье еще не говорили, потому как еще не наступил век меркантилизма, когда природные ресурсы нещадно эксплуатировались и уничтожались для удовлетворения нужд зарождавшихся буржуа. Возможно это так, тем более что, например, в мире Забытых Королевств (FR) не так уж и много друидов, использующих животных в военных целях. Возможно также, что все убитые животные, вызванные друидом вашей команды, не нарушили экосистему своих регионов, но, согласитесь, это не оправдание для того, кто обладает куда более глубокими знаниями об окружающей среде, чем все его спутники. Ведь находясь в лесу, друид не позволяет им даже рубить деревья, а использует для костра сухой хворост. Лес для друидов - родной дом, и, вызывая животных, каждый из них рискует не досчитаться кого-либо в своем регионе. И как один "боевой" друид может поладить с другим "мирным" друидом, если он лишил детенышей матери, а стаю - крепкого вожака?

Сам процесс отбора животных при вызове не отработан в D&D. По умолчанию предполагается, что вызванное животное здорово, не голодно, не хочет спать и, кроме того, это взрослая особь. Не оговаривается и пол вызванного животного, потому что ни одному игроку не приходилось еще вызывать случайным образом детеныша или беременную самку. Впрочем, многие склонны объяснять эту особенность работой магии, которая влияет на весь процесс вызова животных, начиная от выбора подходящей кандидатуры и заканчивая его действиями.

Интересен также вопрос самой личности друида. По сути, друиды должны быть вегетарианцами, потому как убивать, и есть своих животных, они не могут. Тогда интересно, каково отношение друида к домашним животным, которых люди и прочие расы употребляют в пищу. Предполагается, что он относится к этим животным не так трепетно. И друид, хотя и осуждает, но не запрещает употреблять их в пищу. Принимая эту точку зрения, напрашивается вывод о том, что у друидов разное отношение к разным социальным классам: скажем, крестьяне, и бедное население королевства употребляет, подобно друидам, преимущественно растительную пищу, ведь мясо крайне дорого и редко для крестьянского стола. Зато представители знати и отчасти духовенства из-за своих мясных пиров должны вызывать у них омерзение. Кроме того, охота, во время которой животные затравливаются и уничтожаются из прихоти богачей, должна вызывать яростный протест и ненависть у "защитников леса".

Также любопытен и вопрос об одежде, ведь свойственный друиду аскетизм в еде должен перенестись и на его внешний облик. Предполагается, что одежда должна выполнять для них лишь сугубо утилитарную функцию. Кроме того, она может иметь и религиозное назначение: известно, что друиды кельтов носили белые одежды, особенно во время процедуры срезания омелы. Соответственно, у друидов не может быть одежды из шкуры животных, потому что свежевание весьма кровавая процедура, а шкура животного, умершего своей смертью, плохого качества. Если развивать эту мысль дальше, то друид не может носить и изделия из кожи, потому как добыча кожи также неподходящая для него задача.

Остается вопрос, в чем же тогда ходит друид ролевых игр? Это зависит от рода его занятий: как известно, друид представляет собой нечто среднее между священником и воином, поэтому он не может носить тяжелые доспехи, а самой лучшей защитой для друида является клепаная кожа (по крайней мере так было во Второй редакции; в Третьей редакции шкурный доспех, который может надевать друид, отнесен к категории "средних", но это дела не меняет). Правда, друид может использовать скимитар, но щит друида должен быть только деревянным.

На мой взгляд, это опять недоработка образа персонажа, потому как лесные жители должны иметь особые доспехи: скажем, кольчугу из лианы или тонких веток, сплетенных настолько плотно, что защита их приравнивается к той же самой клепаной коже. Недостатком, впрочем, может быть пожараопасность таких доспехов, но и она может быть легко устранена регулярным увлажнением (create water).

Да и вообще, зачем друиду доспехи, если его не трогают лесные звери, а его основным занятием является изучение окружающей среды и ежедневные упражнения памяти? Друид вынужден защищаться только тогда, когда он покидает спокойный мир природы и уходит в дикие города людей.

В принципе статья интересная, хотя на многие ее тезисы есть возражения.